История про Королевский пирог

19/01/2024Niksya
Galette des rois

Galette des rois

Когда я переводила рецепт из книги Le Cordon Bleu 1904 года – Galette des Rois (Пирог Волхвов, Королевский пирог, Пирог Трех Королей), то нашла так же, очень, ребята, очень интересную статью об Истории этого десерта. Потратила много времени, чтобы ее перевести для вас и ни о чем не жалею, потому что статья вышла уникальная. Такого ранее я не встречала нигде.

Но, в начале, давайте посмотрим, что этот пирог, этот десерт представляет собой сейчас:

Сейчас, в современной версии, Galette des Rois представляет собой пирог из слоеного теста с начинкой из франжипана (ореховый крем на основе заварного крема), куда обязательно вкладывается или боб, или фигурка, или монетка.И каждый пекарь, каждый кондитер старается сделать свой пирог особенным.

Пирог Волхвов

Продается такой пирог с бумажной короной. А дома, когда собирается вся семья и гости, самый младший участник праздника раздает кусочки. Кому достался кусочек с фигуркой – становится королем или королевой дня и все должны выполнять их пожелания. А лишний кусочек, до сих пор считается, что нужно отдавать бедным и бездомным.

Но, таким он был не всегда. В 1904 году – это была версия без начинки и из теста, более похожего на песочное. Но (!) формуется оно по принципу слоеного теста.

История Королевского пирога

А теперь, статья!

ОБЫЧАЙ Королевских Пирогов, которые с незапамятных времен были во Франции поводом для радостного семейного праздника, восходит к Сатурналиям римлян, которые, как и мы, всей семьей делили пирог, в который был вложен боб, предназначенный для назначения царя пира; это был повод укрепить дружеские отношения с прислугой. «Обычай, – говорит Паскье, – заключался в том, что в золотой век, который пришелся на Сатурн, не было различий ни по имуществу, ни по положению людей, и в ознаменование этого, во времена римского язычества избирался царь Сатурналий, и во время этого праздника все было общим в домах между хозяевами и слугами; это были просто пиры, это было просто веселье. Хозяева умаляли свое величие, а слуги – свое подчинение, а то и приказывали своим хозяевам, если им выпадала часть пирога с бобом».

Сатурналии Римлян

В средние века традиция Королевских Пирогов была добросовестно сохранена. Из всех видов выпечки, которые применялись в то время для приготовления Королевских Пирогов, наиболее употребляемым, поскольку его, несомненно, было легче всего приготовить, и он был наименее затратным, был слоеный пирог, т. е. слоеное тесто, о чем говорится в хартии Роберта, епископа Амьена, от 1311 года. Этот слоеный пирог состоял из муки и масла, к которым иногда добавлялось несколько яиц. Именно в этот пирог, специально посвященный небольшому празднику накануне Дня Трех Королей, вкладывался боб, который назначал правителя праздника. Нет во Франции семьи, где бы в этот день не съедали пирог, нет семьи, где бы не собирались отцы, зятья, матери и дети, чтобы вместе отпраздновать это дружное и шумное торжество.

Сначала каждая семья пекла свой Королевский Пирог, затем те, кто отвык печь сам, покупали его у своего пекаря. В начале XVIII (18) века у пекарей вошло в привычку отправлять Королевский Пирог своим клиентам. Кондитеры заявили, что пекари узурпируют их права. И парламент, по их требованию, вынес в 1713 и 1717 годах два постановления, которые запрещали пекарям использовать масло и яйца в тесте и делать какие-либо виды выпечки, даже подрумянивать тесто яйцами. Эти постановления не имели большого эффекта даже в столице. Как далеко мы продвинулись сегодня, когда все пекари продают выпечку!

Однако пироги с бобом не предназначались исключительно для Дня Трех Королей; их готовили всякий раз, когда хотели придать трапезе больше веселья; недавно родившие женщины должны были предлагать, к их удовольствию, такой пирог.

Этот обычай Королевского Пирога был замечен даже за королевским столом.

Набожная Анна Австрийская в этом случае соблюдала обычай, существовавший в некоторых благочестивых буржуазных семьях: выделять часть для Иисуса и Богородицы, а затем раздавать бедным.

Анна Австрийская

При старом режиме эту веселую традицию соблюдали и сами короли.

Мы знаем, что самый младший отвечает за то, чтобы наугад брать и раздавать кусочки Королевского Пирога. Для Баржака, камердинера старого кардинала де Флери, это был повод для остроумной лести; он нашел способ собрать в День Трех Королей за столом своего хозяина двенадцать гостей столь преклонного возраста, что девяностолетний кардинал, оказавшись самым молодым, должен был выполнять функции, обычно приписываемые самому младшему по возрасту.

Революционные беспорядки 1793 года не пощадили безобидный Королевский Пирог, который из-за своего названия был объявлен 5 нивоза (января) III года как имеющий губительные для свободы намерения.

Вот этот любопытный документ: «Гражданин мэр и председатель Совета Николя Шамбон сообщает упомянутому Cовету, что революционный комитет только что сообщил ему, что есть кондитеры, которые все еще позволяют себе изготавливать и продавать Королевские пироги, он призывает полицию выполнять свои обязанности; в связи с чем говорит:

«Учитывая, что у кондитеров могут быть только губительные для свободы намерения; учитывая, что даже несколько человек заказали Королевские пироги, несомненно, с намерением сохранить суеверный обычай пира прежних королей и т. д., следует обнаружить или застать врасплох кондитеров-нарушителей и оргии, на которых кто-то осмелился бы прославлять прежних тиранов».

Соображения этого странного магистрата были, как мне кажется, значительно более губительными для свободы, чем намерения парижских кондитеров того времени, которые, конечно, при приготовлении Королевских Тортов думали, как и их нынешние преемники, лишь о том, чтобы заработать деньги на проживание и заплатить свою долю налогов.

Последствия этих глупых и несправедливых соображений стали причиной того, что некоторые кондитеры стали жертвами и некоторым в те времена даже были отрублены головы.

Сегодня от одного конца Франции до другого, и при этом республика не считается в опасности, французы, с удовольствием разделив восхитительный Королевский пирог, могут кричать: «Король пьет!» или «Королева пьет!». Надо надеяться, что истории больше никогда не придется фиксировать новомучеников королевского пирога.

День Трех Королей не мог не стать темой песни. Вот как его воспел Пьер-Жан де Беранже (фр. Pierre-Jean de Béranger, 19 августа 1780, Париж — 16 июля 1857, там же) — французский поэт и сочинитель песен, известный прежде всего своими сатирическими произведениями):

Пьер-Жан де Беранже

Благодаря бобу я король,
Хотим, наливаем выпить.
Мои подданные, увенчайте меня,
И пусть люди завидуют моей славе.
В надежде на самый красивый чин,
Нет сердца, которое не предало бы себя;
Никто не доволен своей шляпой,
Каждый хотел бы корону!

Потерять корону! С этими словами
Каждый должен думать о своем.
Я не удвоил налоги;
Я не из древнего дворянского рода,
Люди мои, давайте выпьем вместе!
Мне это место кажется таким хорошим,
Не вздумайте перед десертом
Заставить меня отречься от своей короны.

Разве это не стоит тех нелепых куплетов, если не называть их иначе, которые звучат в мюзик-холлах нашего времени.

Это семейное угощение Королевским Тортом порождает развлечения и обычаи, которые варьируются в зависимости от местности, где проходят эти дружеские трапезы.

Во Франции этот праздник сохранил всю свою популярность, и древний обычай вкушать традиционный торт всей семьей, похоже, не собирается угасать. В Ла-Бос обычно готовят суп в канун Дня Трех Королей, и председатель трапезы всегда является самой важной персоной среди приглашенных. Перед тем, как приступить к торту, к столу подсаживают мальчика, и, отрезав первый кусок, председатель говорит: «Боб». Ребенок отвечает, вставая: «Главенствуй». Этот кусок откладывается в сторону и передается бедняку, который придет просить его со следующими словами:

Честь Вашему дому
Мы приветствуем Вас
за Вашим столом
Мы приехали из чужой страны
В это место
Для того, чтобы обратиться к Вам
с этой просьбой от Бога.

В некоторых странах в пирог вместо боба кладут серебряную, а иногда и золотую монету, которая по праву принадлежит нашедшему ее королю. В других местах продавцы королевских тортов додумались положить в свои торты две маленькие карты, одна из которых – червовый король, другая – червовая дама. Они упаковываются в своего рода небольшую шкатулку из слоновой кости. Если шкатулка выпадает даме, она передает своего короля червей тому, кого хочет назначить королем праздника. Если шкатулка достается мужчине, он делает то же самое, чтобы выбрать королеву.

Часто нам нравится одаривать ребенка королевской властью. Жан д’Аррувиль (XV век) рассказывает, что герцог Бурбонский Людовик II, празднуя День Трех Королей, выбрал бедного 8-летнего ребенка, чтобы сделать его своим королем, одел его в королевские одежды и щедро одарил его. Чтобы утешить его, он дал ему вместе с красивыми щитами, на которых было его изображение, средства для самообразования.

На этих праздниках никогда не бывает недостатка в забавных людях; от ребенка-короля, который, серьезно относясь к своей власти, забирается на стул и делает торжественный вид, чтобы заказать напиток, до робкого или скупого, который боится именно этой самой королевской власти и героически глотает боб, вместо того, чтобы признать, что судьба выбрала его.

История Galette des Rois

Если говорить о Пьющем короле, то вот как пил вопреки себе Александр Дюма, прославленный романист, очень любивший это торжество.

Однажды на этот праздник его пригласили друзья, боб выпал ему; он праздновал свое царствование, выпивая залпом. После ужина, желая подышать свежим воздухом, он спустился в сопровождении нескольких человек прогуляться в саду хозяина, где был пруд, который темная ночь не позволяла ему видеть и в который он угодил. Александр Дюма тут же встал, мокрый, и закричал: «Король пьет!».

Люди долго смеялись над присутствием духа великого романиста в этом происшествии, которое, к счастью, не имело печальных последствий.

Среди этих традиций прошлых времен не являются ли лучшие, такие, как День Трех Королей, теми, которые способствуют укреплению семейных уз? Этим объясняется привязанность населения к этим праздникам, которые, подобно Рождеству, периодически собирают членов семьи за одним столом.

В самом деле, со своей стороны, я не знаю ничего более очаровательного и радостного, чем эти интимные трапезы и вечера, из которых изгнан этикет, и вся прелесть которых состоит в сердечности.

История Galette des Rois

Кроме того, в этих счастливых событиях мы должны принять правило поведения, которое больше связано с любовью, чем с хорошими манерами, особенно если у нас есть беспокойный ребенок или задумчивый семидесятилетний ребенок в качестве соседа по столу. Эти две крайности человеческого возраста заслуживают нашей внимательной и уважительной заботы. А если эти дети и старики – наши родственники, наше уважение будет смягчено привязанностью.

В этом Дне Трех Королей иногда столько же грусти, сколько и радости, когда он празднуется один на один, между двумя добрыми стариками, мужем и женой, которым на двоих уже более полутора веков и которые оказались одни из-за одиночества или отдаленности или смерти своих отпрысков.

В этом случае нет риска пропустить боб, король и королева обозначены заранее. День Трех Королей, дав им возможность выпить за здоровье друг друга, дарит им несколько мгновений радости и делает их одиночество менее печальным.

История Пирога Волхвов

3 Comments

  • Irina

    24/01/2024 at 22:15

    Счастье, что Вы, Ниночка, оживили сайт и вернулись к нам. А Ваша тема “Исторические рецепты” очень интересна. У нас в США она очень популярна, как и в Англии. Есть специальные каналы исторической кулинарии в стилизованных одеждах и они очень увлекательны.

  • Niksya

    25/01/2024 at 15:51

    Спасибо! Рада, что вам нравится!

  • Танзиля

    27/01/2024 at 08:42

    Спасибо за эти счастливые события. Помню как моя прабабушка собирала огромный стол родственников, пеклись пироги очень вкусные , и все общались …. Сейчас с многими родственниками люди даже не знакомы.

Напишите комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий рецепт Следующий рецепт